Подводная лодка-музей «С-189», Санкт-Петербург
«С-189» — подводная лодка проекта 613, пришвартованная у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге и переоборудованная в музей.
Лодка «С-189» была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. В 1990-м лодка была выведена из состава флота и вскоре затонула в порту Кронштадта. На её подъём у Ленинградской ВМБ не было средств, своей участи субмарина ждала 6 лет, пока у ветеранов подводников не родилась идея сделать из неё музей.
Подводные лодки проекта 613 (Whiskey по классификации НАТО) — серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951—1957 годах. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок. 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих.
Музей очень интересный. Один аспект интересности — сам факт лазания по узким проходам и люкам в переборках. Геометрия пространства очень хорошо погружает в атмосферу подводной лодки — просто так, посмотрев на те же самые приборы и, скажем, макеты с фотографиями, но в зале обычного музея, такого ощущения не получишь.
Второй аспект — люди. Рассказ о разных отсеках ведут разные гиды. Особо мне понравился рассказчик из центрального поста (справа на фото): он настолько проживал все моменты, рассказывая и буквально воспроизводя на словах процедуры погружения-подъема, атаки корабля противника, что создавался очень четкий эффект присутствия. Модным 5D кинотеатрам далеко до этого, при всем технологическом превосходстве.
До посещения музея я знал об особенностях службы на подлодках, о том как это трудно, опасно, страшно — конечно же, кино и книги сделали много для распространения этой информации. Но только внутри отсеков «С-189» я на своей шкуре прочувствовал, каково это — находиться в железной банке на глубине в дохенищща метров. Невероятно атмосферное место.
Широкоугольный объектив создает ощущение простора. На самом деле, во многих местах я протискивался только боком. Как ходили там во время работы двигателей и аппаратуры — непонятно.
Из оригинального оборудования мало что сохранилось, но реставраторы провели мощную работу чтобы вернуть лодке оригинальный вид. Безусловно, при внимательном рассмотрении заметны отрезанные трубки, уходящие в никуда провода, но это и не важно. Хватает низкого потолка, тесноты, приборов и малюсеньких люков, чтобы проникнуться атмосферой службы подводников.
Восстановлена также обстановка офицерских кают. Судя по лазерному принтеру, эта каюта — действующая :)
Немного флотского алко-юмора
Каждый шпангоут в подлодке пронумерован, все устройство, мануалы, оборудование привязаны к этой системе координат
Виден вход для экскурсантов. Дырка нештатная, прорезана специально для большего удобства посетителей. Ну, если это удобство, то хотелось бы попробовать через неудобный вход пробраться. Хотя, я бы там наверняка застрял :)
Манекен в специальном обмундировании. Гид ласково называл его «братан»
Еще немного фоток россыпью
Вердикт: однозначно идти! Очень, очень интересное место, особенно для тех кто никогда не был внутри подводных лодок. Противопоказание — клаустрофобия :)
Использованы материалы википедии:
Ссылки по теме:
Список музейных подводных лодок
Архивная справка. Средняя подводная лодка «С-189» (войсковая часть 81302)