← на главную

Москва — Воронеж — Таганрог — Ростов

В конце июля совершил автопутешествие на Азовское море, и в итоге получилось неплохо.

Дорога Москва-Ростов

Я не люблю ездить далеко на авто — обычно от размеренного движения по трассе я быстро устаю, теряю внимание, засыпаю и тому подобное. Но ковидла внесла коррективы и в планы на лето вообще, и в возможности перемещения по стране в частности, так что было решено попробовать доехать до моря на еноте.

Такой способ путешествия для меня непривычен, пришлось знатно подготовиться — гуглить информацию о трассе, разбираться с транспондером для платных дорог, провести более тщательное чем обычно ТО. Я даже по ходу дела выяснил, что для моей машины фанаты-энтузиасты начали делать нештатный круиз контроль, купил блок, но не успел поставить до отъезда, так что про это будет отдельный рассказ. Также, зная свою нелюбовь к длинным забегам по трассе, я сразу решил что туда ехать будем с остановкой на ночь примерно посередине — в Воронеже, а по итогам дороги решим, в каком режиме возвращаться обратно.

Как и ожидалось, дорожная тревога не дала выспаться, а московские пробки на выезде из города изрядно измотали нас еще до выхода на трассу, так что первый день дороги вышел непростым. Вечерний Воронеж тоже совершенно не зашёл — вечером в пятницу все популярные заведения оказались битком, мы с трудом нашли где перекусить (но в итоге открыли для себя классный бар ПонесЛось), город показался неуютным и неинтересным. Главным впечатлением первого дня стали поля подсолнухов вдоль трассы — буквально на первом мы вышли и обфотографировались, но и все последующие проплывали за окном как что-то невероятно яркое и непривычное.

Трасса в отличном состоянии (мы ехали по всем платным участкам от Москвы до Воронежа), енот бодро пёр 100-110 — быстрее начинала сказываться парусность и его сильно сдувало с дороги. Впервые за все годы владения машиной я поймал грань мощности двигателя — если с четырьмя пассажирами, багажом и половиной бака он еще резво тянул, то заполнив на заправке бак до горловины, я совершенно неожиданно почувствовал как машина перестала ехать.

Второй день пути принёс пробку на час перед Ростовом и небывало отстойный участок дороги после новенького аэропорта, примерно посередине пути мы пообедали на настоящей стоянке грузовиков «У Армана». Лишь затемно мы добрались до места назначения — встретили друзей, заселились, смотались в магазин за вкусняшками и легли спать.

Следующие 12 дней мы провели в Таганроге, выбираясь иногда на небольшие путешествия в округе.

Ростов-на-Дону

В один из дней посетили Ростов-на-Дону (около 2 часов на машине от дома до места). Город понравился чистотой и уютом, много следов приведения в порядок к ЧМ-2018, типа свежих автобусов, но и в целом сама по себе центральная часть милая и аккуратная. Прошлись пешком от церкви Сурб Арутюн до Соборной площади, заглянули в Макдак и на центральный рынок, прокатились на корабле по Дону (самая лаконичная экскурсия в истории), поужинали в отличном ресторане Раки И Гады, постояли в пробках на выезде, попали в жуткую грозу на обратной дороге, и вернулись домой.

Танаис

В другой из дней прокатились недалеко от Таганрога в Археологический музей-заповедник Танаис — поглазели на раскопки (совершенно непонятные кучи камней, туда так и просится развлектально-познавательная программа с применением AR), побродили по павильонам-музеям, заехали на обратной пути на рукав дельты Дона Мёртвый Донец.

Кооператив Шторм и супер-комары

Основное время отпуска мы провели в Таганроге. Мы жили в просторном трёхэтажном коттедже — 4 большие спальни с санузлами, две из них с балконами на море, на первом этаже санузел большая кухня-гостиная и терраса с выходом в море. Коттедж по сути вертикальный типовой отсек в ряду таких же домиков на территории лодочного кооператива «Шторм», и это совершенно уникальная (и насколько я понимаю малозаконная) история с домами, стоящими прямо на море. Фото арендодателей в объявлениях рисуют красивую перспективу балконов на море и купаний прямо с персональных пирсов и веранд. В реальности крутость выхода в море сильно разнится от хозяина к хозяину (рядом с нами например у людей был мега-пирс с подъёмником для гидроциклов, террасой с мангалищем, креслами-качалками, и прочими пирогами). У нашего коттеджа была веранда с довольно неудобной стальной лестницей в море, но возможность так вот выйти в море, весьма неглубокое к тому же (что подходит для детей) — ценно.

Второй неочевидный аспект такого расположения — щит и дрист, который море иногда наносит к пирсу (стенам-фундаментам домов) и которому, в отличие от пляжей, некуда деться. Здесь день на день не приходился, но в целом всегда можно было пройти чуть дальше и ок.

Третий аспект расположения — и он оказался самым неожиданным — Азовский комар-звонец. Комары эти не кусают, но прилетают огроменными стаями, висят в воздухе инфернальными тучами, лезут на свет в любую щель, покрывают поверхности живым шевелящимся слоем (и засирают мелкими зелёными точками-какашками), с приходом утреннего солнца высыхают и опадают, покрывая полы ковром. Количество комаров зависит от погоды: были вечера, когда их не было вовсе, но однажды утром я смёл веником на террасе два больших пакета из Дикси сушёной комарятины. Комаров обожают ловить пауки, поэтому за ночь всё затягивается паутиной — зато день на пятый большого пришествия комаров мы бросили пылесосить высохшие тела с потолка, позволяя собрать их роскошным крестовикам.

А ещё ночью внутри стаи этих комаров можно погулять как Городецкий в Сумраке, и если прислушаться, они звенят в точности как синтезаторы в The Chemical Brothers — Hey Boy Hey Girl.

Таганрог

Так как мы были на машине и самообеспечении, с городом получилось познакомиться весьма близко — от изучения всех крупных продуктовых и рынков, до посещения стоматологии и большинства достопримечательностей. В целом город оставил впечатление небогатого, но вполне пригодного для жизни — есть все крупные торговые сети, продукты и техника, медицина и развлечения, а еще тёплый климат и море. Непонятно что с работой, но в нынешних экономических условиях при жизни в таких городах рациональней работать через интернет, как мне кажется.

Отдельная печальная песня — дороги. Яндекс навигатор считает дорогами всё, что есть Таганроге, и регулярно предлагает маршруты через труднопроезжаемые, какие-то сельские улицы, по щебню, между кур, спящих собак и играющей детворы. На второй-третий день основные дороги в окрестностях нашего жилья я изучил, и на предложения Алисы повернуть в очередную гравийно-ямную ловушку не реагировал. Дороги же асфальтовые в городе в ужасном состоянии, машины летают в режиме постоянного слалома, а когда мне пришлось ехать по городу во время ливня, капканы под лужами удавалось заметить только по резким перестроениям местных.

Как морской курорт город слабоват: сказывается мелкое море и слабо развитая инфраструктура, хотя не исключаю что внутри множества отелей-курортов есть все условия (а качество моря компенсируют бассейны). В целом как бюджетный вариант без притязаний — норм, я не фанат морей (да и вряд ли что-то на земле когда-то переплюнет заливы на Симиланах), поэтому этот аспект меня задел мало. Ну да, до глубины нужно идти метров 150, ну да пена-дрист в воде и бутылки-бычки на песке, ну да диско-шансон из шалманов, ну так и не хотелось особо. В итоге искупался раза три, и то больше для того, чтобы пообщаться с ребёнком.

В городе есть несколько больших парков, в центральном — кафе и аттракционы, есть также оборудованная набережная, есть знаменитое старинное кладбище (никогда бы не подумал что будет так интересно там ходить). Есть знаменитый памятник Петру с пятисотрублёвки (точнее, на банкноте скульптура из Архангельска, и это интересная история). Есть местные прославленные кафе и кофейни, есть макдаки и прочий фастфуд, есть музеи (но на них меня не хватило), есть аквапарк с горками (друзья ходили, развлечение на один-два раза). В целом норм, но понятно что это не Вена и не Айя-Напа. В нашем случае основу отпуска составила сама смена обстановки, ну и компания друзей, с которыми наверное вышло бы отдохнуть и в любом другом месте.

Дорога Таганрог-Москва и Воронеж

По опыту дороги туда, домой решили возвращаться также с ночевкой. Стартовали в 8 утра, объехали кривой участок у аэропорта и полетели по трассе. По дороге узнали от друзей, что в утренних сборах оставили целую сумку — хорошо что ребята смогли пронести её в самолет как ручную кладь. Засветло прибыли в Воронеж, заселились в классный сетевой отель, поужинали в ПонесЛосе, отправили подростков отлёживаться в номера и пошли гулять по Воронежу. Удивительно, но в этот раз город открылся с другой стороны — просторный, расцвеченный иллюминацией, с музыкой и танцующими фонтанами, с аллеями и гуляющими горожанами, с бесящимися в струях цветной воды детьми — совершенно непохожий на тот первый Воронеж 12 дней назад. Было очень уютно и хорошо.

Утром следующего дня позавтракали в отеле, заскочили к Котёнку на улицу Лизюкова, после стартовали в Москву, заехали по дороге искупаться на Оку, забрали у друзей забытую сумку и к вечеру были дома.

Итоги и выводы

В целом поездка на машине вышла даже дороже варианта с самолётом (в первую очередь из-за потраченных на ТО автомобиля денег). Также тут можно было бы сэкономить на двух ночевках в Воронеже, но проехать за раз мне было не под силу.

Машина дала классную свободу на месте (хоть и временами задалбывался кататься в магазин-на рынок-на вечернюю прогулку). Всего за время отпуска накатал почти 3000 км.

Таганрог как морской курорт — 3/10.
Путешествовать по М4-Дон — удобно.
Жить — хорошо.

Поделиться
Отправить
Запинить
 25   6 мес  
Популярное