Бессонница-2025

В очередной раз провёл несколько дней без связи с внешним миром на самом атмосферном фестивале «Бессонница».
Тотальный цифровой детокс и переключение контекста, после которого непросто возвращаться в обычную жизнь.






























Погода традиционно качала в диапазоне «солнечное пекло» — «ливень», в этот раз с бОльшим упором на дождь, хотя все вечера и ночи были ясными, за что судьбе отдельное спасибо. А вот традиционный парад-карнавал пострадал — по моим ощущениям, выйти на него под уже идущий дождь решилось меньше народу чем обычно. На обратном же пути c феста вообще минут сорок пришлось ехать по трассе в такой дождь, что я ни разу за все 25 лет за рулём не встречал.











На фестивале неизменно впечатляют постройки — арт-объекты и просто кафешки — которые вырастают на поле и бесследно исчезают с него потом. В этом году были классные Challwa (Туманная рыба), гудельня HarmonyStan и башня Вимана, а ещё красивая набережная-причал с мостом на реке. Но вне конкурса прошел автобус на грузовом шасси, переделанный в пиратскую шхуну! Парусник рассекал по фестивалю, сияя в ночном небе кроваво-алыми парусами, видный с любой точки поля, покачивался как будто на волнах и даже перевозил на себе довольных бессонных флибустьеров. Ультравосторг!












Жили снова рядом с главной сценой и тусили с друзьями-музыкантами (и знакомыми музыкантами друзей-музыкантов). Очень ценю эту возможность окунуться во внутреннюю кухню, пообщаться на интересные темы и познакомиться с уникальными творческими ребятами. Невероятная атмосфера походного табора и братства, и очень-очень классные люди. Люблю!















По музыке — послушал сеты уже знакомых групп Другое Дело и The Legendary Flower Punk, отлетел на фантастическом сольном сете Виктора Скорбенко (и бродящий по сцене и сидящий задумчиво около испускающего благодать хозяина пёс Джек-Джек был отдельным арт-перформансом и самостоятельной частью шоу). Очень понравились танцы под восьмибитную балалайку от группы «Видеоигры» — классный сплав русского народного фолка и чиптюн-культуры, здорово сделанный и исполненный. Ночью классно зашел мистический и внеземной Голос Земли — фолк-проект дуэта Петра Термена (электронный музыкант, исполнитель на терменвоксе, правнук изобретателя инструмента — Льва Термена) и SymphoCat.



















Про не понравившееся я обычно не пишу — но тут хочу отметить прежде всего для себя будущего: дорогой Вася, запланируй пожалуйста в следующий раз себе активность в диаметрально другой части поля на время сета Insomnia Improvisers — арт-перформанс такого уровня отбитости и такой степени какофонии (по непонятным причинам обожаемый некоторой частью публики) ещё один раз ты не вынесешь. А он бывает на фестивале ежегодно.

Два раза ходили смотреть мультики, открыл для себя существование на фестивале определенной системы и тематических программ, но в целом всё равно здесь дикая лотерея: попасть может как простое-смешное, так и заумно-артовое или просто визуально отвратительное зрелище. В этот раз запомнились два. Один — прямолинейный, но очень милый Dog Bridge. Второй — «Вчера мне было 9 лет», беспардонно подёргавший за все сразу ностальгические ниточки, от реплик Яковлева о заливной рыбе из мульт-телевизора на фоне, до обложек газет-журналов в палатке-чипке и пасхалке с поздравлением с наступлением нового века из реального обращения.























Команда на высоте — от чистых сортиров и организации парковки, до сайта со всеми деталями о фесте, который работает в оффлайне после однократного открытия на смартфоне (как это сделано я пока не разобрался, а я в этих ваших технологиях немножко очень сильно так умею, ребятки). Ну и традиционно классный в едином стиле дизайн отхожих мест. Респект!







Было много туманов, огней, встреч, изнывания от жары и сражений с ливнем с тентом наперевес, была речка и походная еда, был маркет и были яркие люди, были сумасшествия и рассудительность, было очень хорошо.

Бонус, который я не смог не украсть — атмосферное видео от оператора Андрея Дмитриева из нашего лагеря, снятое на реке Рессе, огибающей фестивальное поле. Вот так примерно, бесконечно красиво и идеально всё и было, снаружи и внутри.
Всем рыба, посоны!