Очень люблю, когда мне попадается известная мне музыка в неизвестном варианте — демки, первые издания, ранние записи. Кайфа тут два. Во-первых, необычное исполнение: с современным уровнем музыкальной индустрии сделать приличный кавер может каждый встречный, но такой вот альтернативный взгляд на трек от самого автора это очень интересно. А второй кайф — понимание того, что привычный всем, въевшийся в подкорку и известный наперёд до последнего звука трек, это всего лишь один из множества существовавших вариантов, который пошел в публикацию или стал знаменитым по выбору артиста или по стечению обстоятельств, и что он мог быть и другим. От осознания этого у меня возникает острое ощущение момента и какого-то буквального свидетельства возможности теории множественности вселенных — если другой трек есть, и он бы мог в каких-то обстоятельствах встать на место сегодняшнего известного всем варианта, то может и икарус с москвичом где-то там разъехаться умудрились?
Казалось бы, в мире где в интернете можно найти всё, этих малоизвестных версий должно быть достаточно — но проблема в том, что в наиболее доступных источниках, предлагающих нам медиа из ассортимента на поверхности общественного интереса, таких материалов почти не встретить. Есть хит, и он будет играть в одинаковом виде что в вашем любимом стриминге, что по радио — разве что по радио любят вырезать «скучное» типа соляка в Smells Like Teen Spirit, но и эти кастрированные версии везде одинаковые. Тем ценнее, когда такие артефакты всплывают с глубин и попадают в фокус внимания случайно. Например, несколько лет назад таким материалом стало издание демок и первых версий песен Кино «Белый альбом», которое я встретил на Яндекс музыке (кстати, сейчас его там больше нет).
Кино — Последние Записи (ака Белый альбом, CD, 2008)
Сегодня хочу рассказать про другое из подобных открытий. Этим летом я завёл себе флешку с музыкой, чтобы иметь в машине любимые треки вне зависимости от интернетов, а ещё из-за мудацкого способа, которым навигатор и музыка сосуществуют в телефоне. Приятным бонусом стало то, что музыку я закинул туда из кучи источников — от своей коллекции на компьютере, наполняемой с незапамятных времён, до актуальных новинок из стримингов (есть способы треки оттуда флибустьерским манером извлечь). Так вот, среди прочего я закинул на флешку коллекцию релизов журнала Fuzz, где неожиданных встреч и разблокированных воспоминаний просто уйма, и вот в пробке я вдруг слышу из колонок небывалое — версию песни Сплина «Любовь идёт по проводам» со сборника «FUZZbox Model One (1995)».
Обложка сборника FUZZbox Vol.1 (1995)
Не знаю точно, в каком году я её первый и единственный раз услышал, но это точно было до массового увлечения (и моего в том числе) группой летом 1997-го. Всё эти годы я с ней не пересекался и вообще был уверен, что такая версия это моя фантазия или какая-то ошибка памяти. Но нет, оно реально существует: сырое, с другими партиями синтов, со странным звуком и монтажом вокала, с отличающимися адлибами и аранжировкой, с драм-машиной вместо барабанов и так далее. Кстати, тот же трек вошел и в сборник «FUZZbox Vol.17 — Музыка к FUZZfilmу (2003)» — просто в чуть более громком мастеринге.
Привычная всем версия с альбома «Коллекционер оружия»
Вот так мультивселенная снова посылает нам на мгновение солнечный зайчик через окно пролетающего мимо трамвая. Любовь идёт по проводам, ребята.