← на главную

Алексей Батищев. Заметки обо всём, что происходит со мной и окружающим миром

📌 избранное: 📸🎥мои работы, 🎶ВасяХодитНаКонцерты, КЭНК, ибешечное, ➡️все теги, 🗓️ календарь

Незнакомая знакомая музыка и мультивселенная

Очень люблю, когда мне попадается известная мне музыка в неизвестном варианте — демки, первые издания, ранние записи. Кайфа тут два. Во-первых, необычное исполнение: с современным уровнем музыкальной индустрии сделать приличный кавер может каждый встречный, но такой вот альтернативный взгляд на трек от самого автора это очень интересно. А второй кайф — понимание того, что привычный всем, въевшийся в подкорку и известный наперёд до последнего звука трек, это всего лишь один из множества существовавших вариантов, который пошел в публикацию или стал знаменитым по выбору артиста или по стечению обстоятельств, и что он мог быть и другим. От осознания этого у меня возникает острое ощущение момента и какого-то буквального свидетельства возможности теории множественности вселенных — если другой трек есть, и он бы мог в каких-то обстоятельствах встать на место сегодняшнего известного всем варианта, то может и икарус с москвичом где-то там разъехаться умудрились?

Казалось бы, в мире где в интернете можно найти всё, этих малоизвестных версий должно быть достаточно — но проблема в том, что в наиболее доступных источниках, предлагающих нам медиа из ассортимента на поверхности общественного интереса, таких материалов почти не встретить. Есть хит, и он будет играть в одинаковом виде что в вашем любимом стриминге, что по радио  — разве что по радио любят вырезать «скучное» типа соляка в Smells Like Teen Spirit, но и эти кастрированные версии везде одинаковые. Тем ценнее, когда такие артефакты всплывают с глубин и попадают в фокус внимания случайно. Например, несколько лет назад таким материалом стало издание демок и первых версий песен Кино «Белый альбом», которое я встретил на Яндекс музыке (кстати, сейчас его там больше нет).

Кино — Последние Записи (ака Белый альбом, CD, 2008)

Сегодня хочу рассказать про другое из подобных открытий. Этим летом я завёл себе флешку с музыкой, чтобы иметь в машине любимые треки вне зависимости от интернетов, а ещё из-за мудацкого способа, которым навигатор и музыка сосуществуют в телефоне. Приятным бонусом стало то, что музыку я закинул туда из кучи источников — от своей коллекции на компьютере, наполняемой с незапамятных времён, до актуальных новинок из стримингов (есть способы треки оттуда флибустьерским манером извлечь). Так вот, среди прочего я закинул на флешку коллекцию релизов журнала Fuzz, где неожиданных встреч и разблокированных воспоминаний просто уйма, и вот в пробке я вдруг слышу из колонок небывалое — версию песни Сплина «Любовь идёт по проводам» со сборника «FUZZbox Model One (1995)».

Обложка сборника FUZZbox Vol.1 (1995)

Не знаю точно, в каком году я её первый и единственный раз услышал, но это точно было до массового увлечения (и моего в том числе) группой летом 1997-го. Всё эти годы я с ней не пересекался и вообще был уверен, что такая версия это моя фантазия или какая-то ошибка памяти. Но нет, оно реально существует: сырое, с другими партиями синтов, со странным звуком и монтажом вокала, с отличающимися адлибами и аранжировкой, с драм-машиной вместо барабанов и так далее. Кстати, тот же трек вошел и в сборник «FUZZbox Vol.17 — Музыка к FUZZfilmу (2003)» — просто в чуть более громком мастеринге.

Привычная всем версия с альбома «Коллекционер оружия»

Вот так мультивселенная снова посылает нам на мгновение солнечный зайчик через окно пролетающего мимо трамвая. Любовь идёт по проводам, ребята.

1 комментарий
Алексей Косоногов 3 мес

Прочитав твоё описание, почти был уверен, что этот раритет вовсе и не раритет и был на альбоме «Пыльная быль» https://music.yandex.ru/album/60059. Там, кстати, тоже есть пара непривычно звучащих, в последствии переписанных и переизданных вещиц. Но посмотрел и понял, что словил эффект Манделы. Хотя, судя по ушам и яйцам, этому кролику... Вероятно этот трек был позаимствован Фузом (с благими разумеется намерениями) с демоверсии 1995 года альбома «Коллекционер оружия».

Алексей Батищев 3 мес

Да, наверняка так и было, и скорее всего в сборник включили с одобрения и подачи группы (или менеджмента).